Рассел Т. Дэвис: незаслуженная критика?

Обозреватель doctorwhotv.co.uk Льюис Херст исследует самые распространенные аспекты критики эры Рассела Т. Дэвиса.

Перевод: Singer для форума IWTB.RU
Оригинальная статья на doctorwhotv.co.uk

Рассел Т. Дэвис — превосходный сценарист. Хотите убедиться — смотрите "Близких друзей" или его эпизоды "Доктора Кто". Он вернул сериал к жизни. Как думаете, это заслуживает нашего уважения? Для многих очевидно, что заслуживает — для многих, но не для всех. В этой статье я постараюсь исследовать наиболее популярные критические замечания в сторону Рассела Т. Дэвиса и проверить, обоснованы ли они, или их наличие — просто доказательство существования части фандома, которая любит жаловаться, и всегда найдет для этого повод.

Примечание: эта статья не будет касаться "Торчвуда" и "Приключений Сары Джейн".

Любовная линия

Любовная линия — это общая тема эры Рассела, раскрывающая, какое влияние Доктор оказывает на своих компаньонов. Особенно в том отношении, как сильно он может ранить тех молодых женщин, с которыми он путешествует по звездам. Вспомните, Розе было 19 лет, когда она впервые встретила Доктора — то время, когда на молодую девушку очень легко повлиять. И в сериале замечательно показано, что после той встречи Роза уже никогда не забывает Доктора. Она становится почти одержимой в своей преданности, которая отлично показана в первом и втором сезонах. Когда Доктор отсылает ее домой в эпизоде "Пути расходятся", Роза, вобрав в себя Вихрь времени, рискует своей жизнью, чтобы вернуться и спасти его. Даже когда Доктор говорит ей, что она умрет, если не прекратит, она отвечает только “Я хочу спасти тебя, мой Доктор”. Она повторяет это в "Судном Дне", когда Доктор отправляет ее в мир Пита вместе с ее матерью. Роза возвращается, чтобы остаться с Доктором, зная при этом, что она никогда больше не увидит свою мать. Так что, когда эти двое разлучаются, неудивительно, что, когда Роза возвращается в четвертом сезоне, мы узнаем, что она никогда не пыталась жить дальше, и вместо этого посвятила всё свое время поискам пути назад к Доктору. И только когда Роза получает своего человеческого Доктора, мы видим, что она отпускает свой идеал и пытается жить дальше — вместе с копией Доктора.

В третьем сезоне мы видим, что сам Доктор тоже не может просто жить дальше, даже учитывая неопределенное количество времени между "Сбежавшей невестой" и "Смитом и Джонсом". На протяжении всего сезона мы видим чувства Марты к Доктору — чувства, которые он не замечает, поскольку всё еще тоскует по Розе. Это — тот тип отношений, которые мы видим в реальном мире, на самом деле, это пример очень часто встречающихся отношений. Некоторым поклонникам нравится считать, что Доктор так и не смог пережить расставание с Розой, но третий сезон показывает, что это не так. Посмотрите, как часто он вспоминает её в начале сезона, и насколько реже — потом; Марта на самом деле помогла ему пережить это и идти дальше. Это — важная часть третьго сезона, которая часто не берется во внимание. Марта также смогла пережить свою безответную любовь — мы видим это, когда Марта вполне определенно говорит Доктору (приводя в пример историю об одной из её подруг), что любила его, но он никогда не замечал этого. Марта говорит о том, что она хочет жить дальше, и должна уйти, чтобы полностью отпустить свою любовь.

Итак, действительно ли любовная линия — настолько большая проблема, как думают некоторые фаны? Нет, это не так. Любовные линии хорошо написаны, правдоподобны и используются, чтобы показать эволюцию персонажей.

Deus ex Machina

"Бог из машины" — так можно сказать, когда происходит что-то неожиданное и нарочитое, не имеющее разумного объяснения. Это — очень частая претензия к Расселу Т. Дэвису, и единственная, с которой я согласен. Иногда этот прием работает хорошо ("Пути расходятся", "Конец путешествия"), а иногда — откровенно не работает. "Последний Повелитель Времени" — главный тому пример. Вот это “все молятся на Доктора, и он возрождается”, на мой взгляд, чересчур надуманная вещь. Несомненно, "Последний Повелитель Времени" — хороший эпизод, но, возможно, он был бы лучше, если бы Рассел пошел другим путем. Я думаю, что это — проблема, когда Рассел считает, что каждый финал должен быть больше и лучше, чем предыдущий. Далеки, затем битва далеков с киберлюдьми, затем Мастер, побеждающий Землю и превращающий Доктора в старика! Что может быть сильнее этого? Даврос и еще больше далеков, пытающихся разрушить действительность! Что можно еще придумать? Мастер вернулся и превратил каждого человека на планете в себя самого, и Повелители Времени тоже вернулись, и они пытаются устроить конец времени! Этот аспект — то, что Стивен Моффат преумножил, вступив во владение сериалом. Глобальные планы Зла не стали больше со времен Рассела, но зато теперь Зло связано с самим Доктором.

Итак, Deus ex Machina является для меня небольшой проблемой, и я действительно думаю, что это — обоснованная критика. Вероятно, причиной тому — Рассел, стремящийся сделать каждый финал более грандиозным, чем предыдущий, и изо всех сил пытающийся правдоподобно распутать все сюжетные ниточки. В общем говоря, мы можем простить ему этот недостаток.

“На повестке дня — геи”

О-хо-хо. Это хитрый вопрос. На самом деле, этот аспект критики полностью придуман несколькими критиками Рассела, поскольку он появился прежде, чем этот вопрос был поднят определенной частью фандома — знаете, такой непонятной темной частью фандома. Вообще, этот вопрос был поднят, когда только было объявлено о том, что Рассел станет шоураннером "Доктора Кто". Учитывая сериалы "Близкие друзья" и "Боб и Роза" с их гомосексуальными персонажами, учитывая, что сам Рассел является геем — всё это заставило критиков считать, что он сделает из "Доктора Кто" сериал с геем в Тардис. И Рассел добавил чуть-чуть гомосексуальности "Доктору Кто". Но это никогда не ставилось им в центр истории. Нет, это показано так — “они геи, ну и что такого?”. Кстати, просто удивительно, сколько можно найти намеков в этом ключе. Кассандра подразумевается как транссексуал, Скай из "Полночи" бежит от экс-подруги, Роджер наслаждается "близкими" отношениями со своим слугой в "Единороге и Осе", Алонсо встречается с капитаном Джеком, кроме того, определенные моменты в диалогах в "Фонаре идиота" и в "Далеках на Манхэттене", кажется, намекают, что Томми и Фрэнк могут быть не вполне гетеросексуальны, да и сам капитан Джек флиртует со всеми, у кого есть ноги. И, вероятно, с теми, у кого их нет.

Это всё? Нет. Не совсем. И действительно, это показывает, что времена меняются. Гомосексуалисты теперь более терпимо принимаются обществом и на них больше не ставят клеймо. Поскольку "Доктор Кто" является прежде всего детским сериалом, этот аспект может помочь детям и подросткам понять, что всегда есть кто-то, кто примет их такими, какие они есть, даже если их семьи не могут. И, в конце концов, разве главная мысль "Доктора Кто" — не о том, что важны все люди независимо от их пола, расы, ориентации? Рассел был совершенно прав в том, что включил в сериал гомосексуальные знаки, и он был очень умен, сделав это именно таким способом.

Заключение

Итак, Рассел Т. Дэвис — превосходный сценарист, за исключением некоторых моментов. Но он все еще великолепен и мы, фанаты "Доктора Кто", должны быть благодарны ему за то, что он принял решение писать для этого сериала. Не только потому, что он вернул его к жизни, но и потому, что он писал о реальных жизненных проблемах и внес свой вклад в продвижение социальных вопросов — причем способом, делающим их доступными для понимания современных детей. Рассел Т. Дэвис — замечательный сценарист, поднявший "Доктора Кто" на высокий уровень.

Яндекс.Метрика