Приключения в пространстве и времени

Обозреватель doctorwhotv.co.uk Адам Джеймс Катберт выносит свой вердикт документальной драме, посвященной 50-му юбилею сериала.

Перевод: Singer для форума IWTB.RU
Оригинальная статья

Сказать, что «Доктор Кто» обогатил жизни многих своих фанатов, значит не сказать ничего. Основа его долговечности, в немалой степени, в его разнообразии и креативности, в его способности воскресать из небытия, не ставя под угрозу его оригинальность и своеобразие. Но иногда мы забываем, что сериал, столь известный сегодня, имел весьма скромное происхождение: он заполнял собой 25-минутный отрезок субботнего ночного телеэфира. Мы также забываем, что такие обычные сейчас вещи, как Тардис, далеки и даже сам Доктор, не существовали бы, если бы не страстное желание и настойчивость первоначальной команды создателей сериала, и ее основного актера, Уильяма Хартнелла. Картина «Приключения в пространстве и времени» трогательно и очаровательно рассказывает о создании сериала, и большой плюс здесь — великолепная игра Дэвида Брэдли, воплотившего на экране Уильяма Хартнелла.

Хартнелл — безусловно, очень талантливый актер, но здесь основное внимание уделено даже не этому факту, а Хартнеллу как персонажу, сыгранному Брэдли. Самостоятельность Брэдли как актера выглядит особенно выразительно, когда он убедительно передает не только раздражение Хартнелла и его неудовлетворенность однотипными ролями, но также и его сентиментальную, мягкую натуру, проявляющуюся в его отношениях с внучкой Джуди и во взаимоотношениях с Верити Ламберт. Между Брэдли и Джессикой Рэйн чувствуется настоящая химия. Пример — душераздирающее решение Верити оставить сериал, в то время как Хартнелл утверждает, что она — «скала», которая поддерживает его. Хартнелл — источник юмора и очарования, которым полон этот фильм, например, в сцене, когда Джуди пересматривает сцену с одной из ошибок дедушки (ошибка заключалась в том, что Доктор нуждается в специальных перчатках, прежде чем он сможет дотронуться до далека). Его посыл молодой аудитории был очень значительным, ведь он работал несмотря на болезнь. Артериосклероз Хартнелла все более и более затрагивал его способность запоминать тексты. Брэдли изображает Хартнелла как своего рода трагическую фигуру: мастер своего дела (и это можно понимать вполне буквально, ведь только Хартнелл был хорошо осведомлен о пульте управления Тардис), вынужденный уйти из сериала и покинуть персонаж, который он сильно любил. Во время сцены, когда уходят его компаньоны, мы видим, что Хартнелл остается в своем собственном мире, в то время как сериал продолжает жить вокруг него. Этому ощущению соответствует сцена, в которой первый исполнитель главной роли сериала, актер, которому мы сегодня сильно задолжали, бросает взгляд в будущее (в форме Мэтта Смита), и видит свое наследие.

Одна из самых поразительных сюжетных линий в рамках этой истории — драматическое появление невидимого Ли Харви Освальда, готовящегося убить Кеннеди, в сцене, где Сидни Ньюман читает вслух сценарий эпизода с далеками. Сцена достигает кульминации в момент убийства Кеннеди, застреленного под знаменитое «Уничтожить. Уничтожить». Действительно, «Приключения…» — это исследование исторического контекста, окружающего создание сериала. Особенно это касается уникального статуса Верити Ламберт, первой женщины-продюсера BBC, женщины, которая боролась против гендерной дискриминации в этой патриархальной компании. Отношения, которые развиваются между ней и директором Ворисом Хуссейном — как нечто нереальное среди «моря дыма, твида и потных мужчин». Джессика Рэйн восхитительна в этой роли, особенно в моменты, когда Ламберт борется за сериал, защищая его потенциал; например, в сцене, когда Ньюман распускает актеров-далеков. Ньюмана сыграл Брайан Кокс, очень харизматический актер. Он сыграл Ньюмана как невероятную персону, вызывающую разнообразные чувства, в том числе и сочувствие — в сцене, когда Ньюман беспокоится по поводу начальных титров сериала, слишком пугающих для целевой аудитории.

Эстетически «Приключения…» — совершенно роскошный фильм, красиво снятый, а дизайн Тардис просто прекрасен. Это — захватывающий опыт наблюдения того, как история разворачивается на наших глазах: распространение далекомании, признание «Доктора Кто» в СМИ, незабываемая речь Доктора во «Вторжении далеков на Землю» — речь, приправленная реальными эмоциями, и, наконец, смена Хартнелла Патриком Тротоном (терпимая работа Риса Ширсмита).

В целом, «Приключения в пространстве и времени» — плод огромной фанатской любви. Умная, интересная драма с одной стороны, и правдивый рассказ с другой – то, что делает кино информативным и эмоциональным.

Яндекс.Метрика