Once upon a time (Однажды в сказке): 1-22 «Земля без магии»

При первом просмотре эта серия показалась мне очень нервной и депрессивной. Помня то тяжелое чувство, которое оставил во мне финал первого сезона, я планировала раскритиковать этот эпизод румпельштильцхениады в пух и прах. Но при втором просмотре я поняла, что серия ладно скроена, динамична, в ней очень удачно переплетаются действия в Зачарованно лесу и Сторибруке, постоянно растущее напряжение, волнение, неожиданная счастливая развязка. И ведь надо же было постараться, чтобы зритель поверил, что Генри действительно может умереть! Я – поверила.

Это вам не травмаопасные качельки из финала второго сезона! Можно, конечно, поиронизировать на предмет того, что нам наконец-то показали боевые сцены, аж целых три, и потрясающие спецэффекты про то, как тетенька легким движением руки превращается в элегантного дракона. Ну и пусть себе превращается, жалко, что ли?

Жалко другое. Жалко, что в этой финальной серии, да, именно здесь, начинается движение Румпеля обратное тому, которое мы, затаив дыхание, наблюдали на протяжении всего серила. Если раньше мы видели человека, который шел из тьмы к свету, падая и снова вставая, теряя близких людей и человеческий облик, но шел к добру, то теперь мы видим человека, который медленно и постепенно погружается во тьму. Этот вектор, заданный в финале, останется неизменным на протяжении второго сезона, хотя и во втором сезоне будет много потрясающих трогательных, светлых и глубоких моментов, связанных с образом мистера Голда.

Пока Принц Чарминг с помощью доброго, хотя и малость неадекватного волшебника Румпеля спасает Белоснежку, Сторибрук стремительно приближается к катастрофе.
Юный Генри жертвует собой во имя торжества света и добра, и две его непутевые мамашки приходят к выводу, что они ничем не могу помочь мальчику. Куда же бежать? Кто поможет? Кто на свете всех сильнее, всех умнее и добрее? Мистер Голд! Помогите! Пожааалуйста!

И такой он здесь добрый, такой мудрый, такой улыбающийся, такие проникновенные слова про любовь говорит, что его не только зрители, но и Эмма слушает, разинув рот! Прямо не Румпельштильцхен, а добрый волшебник-резонер из советской детской сказки. Снип, снап, снурре, коротко говоря.
Ну, действительно, кого еще любить, кому еще доверять, если не ему? Тут-то сценаристы и наносят свой первый злодейский удар по нервной системе зрителей!

Вам кажется, что этот герой «полон любви»? Что вы все о нем знаете? Что вы его любите? И что мы уже ничем не можем вас удивить и сказку пора завершать? А вот и нет. Признаюсь, что, в тот момент, когда стало ясно, что Голд обманул Эмму, что он совсем не собирается помогать ей спасти Генри, более того, что именно из-за его обмана она опоздала его спасти, потому что сердце мальчика остановилось, так вот, в этот момент мне захотелось просунуть руки в телевизор и хорошенько встряхнуть Голда: С ума сошел? Ты же хороший! Ты не можешь так поступить! Зачем? Зачем ты это делаешь с нами?
И хотя Генри, действительно, был спасен, с ним все было в порядке, и вообще все со всеми было в порядке, и Голд был абсолютно уверен, что все будут в порядке, потому и направился к волшебному колодцу, чтобы вернуть в этот мир магию, все равно у меня осталось ощущение мерзкого и циничного спектакля, который Голд разыграл, чтобы использовать Эмму. Точнее, Адам Хоровиц и Эдвард Китис разыграли, чтобы потрепать нам нервы.

У спектакля «плохой мистер Голд», кстати, есть второе отделение. Уже сняли заклятия и слезы горя стали слезами радости, уже Белль вспомнила своего Румпеля, и Румпель, наконец-то, после бесконечных 28 лет, когда он думал, что его любимая умерла, обнял свою Белль. И вот Румпель делает нечто очень страшное. То, что поднимается из колодца желаний, как две капли воды похоже на проклятие, наложенное Региной много лет назад на жителей Зачарованного леса. «Это что-то плохое» — со знанием дела говорит Генри. Принц и Белоснежка застывают в ужасе перед тем, что надвигается на них как перед смертельной опасностью.

Вот как страшно! Ты же почти освободился от проклятия и что теперь? Зачем? Почему ты это сделал? Ответ мы все помним: потому что магия – это власть. Не правда ли, в этот момент нам показалось, что мир рухнул и земля ушла из-под ног? Может быть, так чувствовал себя Бэй, когда увидел, как его папа, самый добрый, самый лучший, самый любимый, тот, кто объяснил ему, что такое добро и что такое зло, становится воплощенным злом?

Сценаристы очень грамотно составили финал сезона. Они создали драматическую ситуацию, разрешение которой нам показали только в первой серии второго сезона. После этого финала ни у кого не возникает вопроса, а стоит ли смотреть этот фильм дальше? Никогда мне не было так страшно за Румпеля как в этот момент. Мне было страшно, что он сделает что-то настолько мерзкое, что я не смогу его простить.

Ничего такого не случилось. А случилось нечто другое, но тоже весьма неприятное. После 19 серии развитие героя Карлайла подошло к логическому концу. Но show must go on. Что же делать с этим положительно прекрасным человеком дальше? Он больше не вписывается в изначально заданную схему: плохой парень с хорошими задатками, от которого не знаешь, чего ждать, то ли подвига, то ли злодейства. И сценаристы искусственно вернули героя в начальное положение. Его путь, его раскаяние, его любовь – все было напрасно. «Магия – это власть». Румпель, милый, зачем она тебе? Я же видела второй сезон, я же знаю, что она тебе не нужна!

Сюжетная линия героя, фактически, пошла по второму кругу. Это, кстати, стандартный финал голливудского фильма ужасов: в финале убитый монстр поднимает голову. Зло торжествует, не потому, что оно сильнее, а потому, что сценаристы не знают, что делать с победившим добром.

Я знаю, что многие поклонники сериала были рады возвращению Румпеля-трикстера. А я не могу этому порадоваться. Мне больно смотреть на то, как человек с золотым сердцем снова и снова падает в грязь.
Но нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Румпель-маг, как бы он ни хохотал и не размахивал руками-ногами, никогда больше не будет забавным. Голд-злодей, как бы он не улыбался, никогда не вызовет нашего восхищения. Потому что это неправда. Потому что, мы видели его хорошим, любящим, самоотверженным. Что бы ни сделали сценаристы с ним в дальнейшем, я никогда не смогу это забыть.

Яндекс.Метрика