Доктор Кто (Doctor Who): 1-02 «Конец света»

ОТЗЫВ С ФОРУМА

Внезапность серьезного

Вторая серия первого сезона ньюскула – эта серия-вызов. Сам РТД в одном из интервью говорил, что они решили не осторожничать, но сразу показать все, на что они собираются быть способными в этом сериале: не какая-нибудь забытая космическая станция на Марсе, не пришельцы, мимикрирующие под обычных людей, а сразу – конец планеты Земля, толпы разнокожих инопланетян, в том числе и совсем экстравагантных, за гранью здравого смысла и я бы сказала, за гранью хорошего вкуса. Чего стоит Кассандра – этот «последний житель Земли»?

Первая серия сезона была в некотором роде мостом между старым и новым Доктором, приглашение к воспоминанию. Недаром первая опасность – ходячие манекены, которые и толкают Розу к Доктору и Тардис, целиком и полностью срисованы с монстров из первой серии Третьего Доктора.

Вторая серия отсылает нас не столько не столько к «Доктору», сколько к фантастическим сериалам с иной аудиторией и иным бюджетом, мне на память приходит сразу «Вавилон», а из литературных ассоциаций – «Дюна». Та же средневековая роскошь в космических декорациях. Но есть в этой серии та нота, которая свойственна только Доктору эпохи РТД: это неожиданное сочетание гротеска и лиризма. Там, где глаза и разум нам подсказывает, что это просто развлекательное «смотриво», сердце вдруг начинает стучать в такт непонятной пока и странной мелодии. Это музыка катастрофы. Фирменный знак фильма РТД: внезапность серьезного.

Антураж второй серии – это мир, где все под контролем и за все заплачены очень большие деньги. Суперинопланетный VIP. Высшая ступенька развития общества потребления. Общество насытилось хлебом и теперь ему предлагают шикарное зрелище: гибель Земли. Катастрофа вполне себе «мультяшная»: никто не погибнет на самом деле, все земляне уже давно бороздят просторы большого космоса.

Дикая выходка Кассандры, опереточный и дурацкий, по большому счету, злодейский заговор, — это случайность. Не случайно другое: на катастрофу нельзя просто смотреть. Не заглядывай в бездну, иначе она заглянет в тебя, и из зрителя ты превратишься в главного героя. Именно это происходит с Розой. Потому что главный герой этой серии именно она, с ее наивностью, неуклюжестью, с ее гипертрофированной обыкновенностью и человечностью. Джеки Тайлер со стиральной машинкой такая же важная и неотъемлемая часть ньюскула, как синия будка за углом и зведное небо над головой.

Макросюжет с макропроблемой здесь является только фоном, на котором движутся, живут, плачут и смеются простые люди, второстепенные герои, Спутники Доктора. Но отныне и до конца эры РТД именно «спутники» придают форму этому сериалу. Доктор может быть где угодно и с кем угодно, но он реально будет с Розой и Джеки Тайлер, он все равно вернется в Кардиф и в Лондон, потому что там отныне и навсегда находится его сердце.

Самого Доктора, как ни странно, еще немного. Авторы и актер как будто только присматриваются к этому образу: ладно ли скроен, понравится ли он зрителям? Лично мне в этой серии он еще не очень понятен. О нем больше рассказывают, чем показывают: вот он такой странный, непонятный, непохожий, он потерял родную планету, он слышит, как движется земля… Его настоящая история еще только начинается. И огромная заслуга РТД как художника, что он показал герой, история которого начинается у нас на глазах. Новые серии Доктора – это не ремейк, это абсолютно новый проект не для хувиан. Для всех.

Яндекс.Метрика